5 класс, литература, стихотворение "Бородино". Ученик описывает характер участников разговора: "Бородино - старый солдат, благородный, патриот, гордится командиром".
Старого солдата, по мнению ученика, зовут Бородино...
Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
Корень слова
Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр-. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился
Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.
Игра «Листочки»
Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья ( на каждом дереве определенная группа однокоренных слов. )Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист
КОРЕНЬ СЛОВА
Клад
(Рассказ кладоискателя)
Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы, складываем в корзину. Вдруг видим: избушка. Фундамент старинной кладки—в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой — прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огромный накладной!
— Может, отложим до другого раза? — говорит Петька.
— Нет, — говорю, — рано руки складывать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и другое всякое. Словом, выходим наружу с полной выкладкой. И вдруг слышим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший — кладовщик!л — Клади всё на землю! — кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже подкладку курток прощупал. Ножи маленькие складные в корзинке были, и те отнял.
— Это, — говорит, — будет ваш вклад в нашу лесную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, — говорит сторож, — я Бабе Яге докладную записку представлю. Яга у нас — кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё колдовство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в кусок сахара, чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем -клад-. Интересно, кто найдёт больше?
— Может, отложим до другого раза? — говорит Петька.
— Нет, — говорю, — рано руки складывать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и другое всякое. Словом, выходим наружу с полной выкладкой. И вдруг слышим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший — кладовщик!л — Клади всё на землю! — кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже подкладку курток прощупал. Ножи маленькие складные в корзинке были, и те отнял.
— Это, — говорит, — будет ваш вклад в нашу лесную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, — говорит сторож, — я Бабе Яге докладную записку представлю. Яга у нас — кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё колдовство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в кусок сахара, чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем -клад-. Интересно, кто найдёт больше?
Сказка о разделительных Ь и Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ), (йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о), (у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ), (йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о), (у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Сказка о падежах
В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем
Как падежи убежали из школы
Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"
Алфавит
У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока. Унесли его гуси-лебеди к дубу, где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш-Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея. Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом ... Орёл прилетал и ПетушокЗолотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей-разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибегала с ФинистомЯсным Соколом и Хаврошечкой. Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша ... на Бабе Яге!
Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?
Глаголы-исключения
Изучение темы «Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г. Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:
Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть,
Видеть, слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть!
Мукой было б вас обидеть!
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать.
Рядом с вами не дышать.
Cостав слова
В одном доме жило – было слово загадка. Дружно жили между собою все части этого слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. – Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем. Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад-.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. – Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем. Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад-.
"Репка"
Вариации с одним корнем и десятью приставками.
Вариации с одним корнем и десятью приставками.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш забор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-потянет и …
Род имен существительных
Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и спрашивает:
— Мама, я какого рода: мужского или женского?
— Рано тебе это знать, — говорит мама, — ты ещё щенок.
– "Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской род", — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
— Смотри, смотри, собака!
– "Собака — значит, я женского рода", — решил щенок и побежал дальше.
— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.
"Пёсик — значит, мужской", — подумал щенок.
— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка гусь.
— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в лужу.
— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
— Горе моё луковое, где же ты так измазался? — встретила щенка мама.
– "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" — подумал щенок и полез в ванну мыться.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и спрашивает:
— Мама, я какого рода: мужского или женского?
— Рано тебе это знать, — говорит мама, — ты ещё щенок.
– "Щенок, — подумал щенок, — значит, мужской род", — и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
— Смотри, смотри, собака!
– "Собака — значит, я женского рода", — решил щенок и побежал дальше.
— Какой славный пёсик! — похвалила его корова.
"Пёсик — значит, мужской", — подумал щенок.
— Это, наверное, дворняга, — показал на щенка гусь.
— Нет, это боксёр, — возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в лужу.
— Фу, какое чудовище! — поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
— Горе моё луковое, где же ты так измазался? — встретила щенка мама.
– "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" — подумал щенок и полез в ванну мыться.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям, по лесам. Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет. Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям, по лесам. Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет. Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.
Главные члены предложения. Словосочетание
Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья, в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее ( мама), сказуемое ( папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы– где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.
Литература:
1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий