Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво –
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
М. Цветаева.
Лингвистическая
сказка
Лингвистическая сказка объясняет
нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы,
волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения. Композицию лингвистических
сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.
В лингвистической
сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы
делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических
понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
Герои – буквы или
слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые,
капризные.
В лингвистической
сказке нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка,
знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной
орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Существуют
три основные коммуникативные задачи лингвистической сказки:
Научить, объяснить новый материал.
Научить, объяснить новый материал.
Проверить знания по теме.
Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому
языку).
Сказка
– это первично-вторичный текст, т.е. сказка, может создаваться на основе другой
сказки, может быть абсолютно оригинальной. По способу передачи информации
сказки являются поликодовыми текстами, т.е. текстами, которые кодируют и
передают информацию на разных уровнях.
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Как написать лингвистическую сказку
Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал,
сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут
действовать. Продумай
композицию, продумай сюжет.
Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай
иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или
фактических ошибок. Отредактируй
текст.
Подготовься к устному
воспроизведению, продумай, какие жесты
будут уместны, как будет звучать голос. Прорепетируйте выступление.
Лексика
На море, на океане
На острове Буяне
Стоит
дуб зелёный,
Под тем дубом стол золочёный,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.
В тридевятом
царстве, в тридесятом государстве жили-поживали Лексика, Графика и Орфоэпия.
Правил этим
царством король Словообразование. Любовь и уважение, дружба и забота друг о
друге царили в королевстве. Но однажды к королю пришла Лексика и стала
жаловаться, что Графика очень перегружена работой и поэтому отказывается
помогать ей в составлении толкового словаря. Очень удивился король
Словообразование, что в его царстве появилось недовольство.
- Конечно,- обиженно
сказала Графика. – Лексика требует, чтобы я несколько раз записывала одно и то
же.
-Неправда,-
возразила Лексика.- Сначала мы записали
значение отдельных слов, например, заведующий,
хозяйство. А сейчас надо растолковать значение словосочетания заведующий
хозяйством.
- Всё равно не буду писать. Я устала!- упрямо твердила
графика. Пока они спорили, король Словообразование думал. Затем он улыбнулся и
сложил части основ: завхоз. Королю понравилось образовывать новые слова
сложением частей основ.
Универсальный магазин - универмаг, заведующий учебной
частью - завуч. Это было похоже на игру с матрёшкой, когда кукла в кукле. Всем
понравился такой способ образования сложносокращённых слов. И его стали широко
использовать в русском языке. И снова мир воцарился в королевстве.
Вам - сказку,
А мне – бубликов
связку,
Гречневой кашки
В крашеной чашке,
Масла горшок,
Да горячий пирожок.
Слово
Было это
дело на море, на океане, на острове без Орфографии. Стоит дерево – золотые
маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт – песню поёт, вниз идёт –
сказки сказывает. Вот это было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не
сказка, а сказка вся ещё впереди.
Однажды я
попала в страну без Орфографии. Смотрю: идёт Слово, грустное и обиженноё, всё
неправильно исправленное и перечёркнутое.
Я подошла и спросила: «Милое Слово, кто вас так
обидел?» А оно в ответ: « Разве ты не знаешь, в какой город попал? Это ведь
страшный для слов Безорфографинск. Здесь
не любят и обижают слова, ведь это город двоечников». «Но почему вы не
переедете в другой город, где вас не будут обижать?»- удивилась я. А Слово
ответило грустно: « Мне ничего не поможет, потому что я – словарное слово, меня
везде найдут и изуродуют. Вот идёт слово АВИАЦИЯ, посмотри, что с ним сделали!»
Я пригляделась и с трудом разобрала корявые буквы:
ОВЕАЦЫЯ.
Мне так жаль стало бедные слова, что я решила никогда
не обижать их.
Тут и сказке
конец, а кто слушал – молодец!
Отличный материал. Спасибо. Взяла в закладки.
ОтветитьУдалитьОгромное Спасибо! Нашли с Надей Бабушкиной ее работу! Наденька наша СЧАСТЛИВА! Журнал удивительный! Очень много интересного и полезного материала!
ОтветитьУдалить+
ОтветитьУдалитьОчень круто спасибо
ОтветитьУдалить